КАРОЛ
юридический центр
НАШИ КООРДИНАТЫ:

Санкт-Петербург
улица Зайцева
дом 41 5-й этаж
офис 551

Телефон/факс:
+7 (901) 308-9737

Почтовый адрес:
info@carolspb.ru

 
Вопрос:
[ образцы дел, рассмотренных в нашем юридическом центре]

Разрешена ли реклама в школьных учебниках и тетрадях?

Ответ нашего юриста:

Применение нормы, не допускающей рекламу в учебниках, школьных тетрадях и дневниках, необходимо связывать с общей нормой Закона «О рекламе», которая касается защиты несовершеннолетних в рекламе (ст.6 Закона). В этой статье конкретно указаны признаки, запрещенные к использованию в рекламе. Распространение рекламы запрещено в любых учебниках, на обложках тетрадей (и в них), дневниках (никаких оговорок нет). Если возникает спорный вопрос, является ли информация рекламным актом, то суды обращаются к статье 6 Закона. И если это изображение подпадает под один из пунктов, запрещенных Законом, то такая информация признается рекламой и виновных лиц привлекают к ответственности.

Дела, связанные с использованием рекламы в учебниках, школьных тетрадях и дневниках мне не встретились. Но есть подобное дело, которое как раз разъясняет интересующие нас положения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (информационное письмо от 26 декабря 1998 г. № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе») считает, что при оспаривании в суде факта распространения рекламы с нарушением требований Закона в защиту несовершеннолетних соответствующая реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.

Несмотря на то, что данное решение основано на прежнем законодательстве, оно имеет общие положения, актуальные на настоящий момент.
Например, «в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта не допускается при производстве, размещении и распространении рекламы внушения непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары, а также создания у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления о цене (стоимости) товара, в том числе косвенным указанием на его доступность для любого семейного бюджета.

Повествовательный характер использованной в рекламе фразы значения не имеет, так как запрет на внушение несовершеннолетним мысли убедить взрослых приобрести рекламируемый товар и запрет на формирование у ребенка неправильного представления о соотношении цены с реальностью не поставлены Законом в зависимость от вида рекламоносителя или способа доведения информации до указанных потребителей».

Но здесь необходимо понимать, что закон запрещает использование рекламы на обложках только школьных тетрадей. А если посмотреть различные классификаторы, то к школьным тетрадям относятся только те, требования к которым предусмотрены в ГОСТе.
Специалисты правоприменительной практики пишут о том, что насаждаемые с детских лет рекламные стереотипы (вырабатываемые квалифицированными авторами на основе исследований и рекомендаций ведущих психологов) делают более управляемым и стандартизированным сознание, повышают эффективность воздействия на людей. Среди всех категорий и групп населения дети наиболее уязвимы и беззащитны перед рекламным воздействием. Любая реклама может иметь серьезные последствия для ребенка как в психологическом плане, так и в отношении его физического здоровья. Наибольшее воздействие на него оказывает та реклама, с которой он встречается наиболее часто. Вот почему именно школьная продукция конкретизирована в Законе и запрещена к рекламе.

Здесь проблема вот в чем, если на партах школьников разложить не учебники, а какую-либо литературу с рекламой, то все равно это подпадает под запрещение. Если посмотреть ст. 6, то любая информация, побуждающая детей «клянчить» у родителей рекламируемый товар, подпадает под этот Закон. Это касается и любых тетрадей, которые могут оказаться на столе у школьников.


Задайте свой вопрос!

Вы можете пополнить этот раздел своим вопросом,
задав его в нам по e-mail или записавшись к нам на консультацию по этим коодринатам.

Главная | Бизнесмену | Потребителю | Для семьи | Юрпрактика | Вопросы | Контакты | Каталог сайтов